"Читаю "Черный лебедь" Нассима Талеба. Умная, веселая и полезная книжка. Тем, кто неуютно чувствует себя в мире вероятностей и формальной логики - очень рекомендую. Все на словах, на уровне здравого смысла, без "теорий", и про жизнь. Про то, как не покупаться на высоконаучные прогнозы будущего, правильно понимать статистику и не готовиться вместе со всем миром к предыдущей войне(кризису, катаклизьме). Титульная идея - что современную жизнь определяют единичные, редкие, зато крупные события (пример: 9/11, рыночный пузырь), которые невозможно предсказать в силу их уникальности - но она там не самая интересная, ход мысли важнее. Тот случай, когда читаешь ради удовольствия пообщаться с умным человеком.
Но вообще, забавно, как производит сенсацию человек, излагающий на пальцах, в сущности, азы эпистемо принципов здравого размышления о сложных системах - в треугольнике логика-вероятность-типичные перекосы выборки, ну, плюс еще немного типичных психологически обусловленных ошибок восприятия действительности (Шишков, прости) для объемности.
Мне же, грешным делом, кажется, что он там путает причину со следствием. Современный мир меняется катаклизмами потому, что он чудовищно негибок - та самая предсказанная Вебером "железная клетка", обусловившая крупно-индустриальный период развития, плохо представимый без унификации всего и вся под свой конвейер, его связывает в полный рост. Гибкая система эволюционирует плавно, а вот жесткая умеет только стоять где стояла, или ломаться. Мы живем не в непредсказуемом, а в сверхпредсказуемом мире, и именно поэтому каждая перемена выглядит, как прорвавшийся водопровод - железо терпело, терпело, ржавело, ржавело, опа - надо же, лопнуло, кто бы мог подумать? Способность отдельных людей к гибкому поведению давно уже растет - не у конвейера, чай, жизнь проводим в подавляющем большинстве. А институциональная структура - плотная, жесткая, и оттого не в меру хрупкая к нашему шевелению".
(c) ella_p
Но вообще, забавно, как производит сенсацию человек, излагающий на пальцах, в сущности, азы эпистемо принципов здравого размышления о сложных системах - в треугольнике логика-вероятность-типичные перекосы выборки, ну, плюс еще немного типичных психологически обусловленных ошибок восприятия действительности (Шишков, прости) для объемности.
Мне же, грешным делом, кажется, что он там путает причину со следствием. Современный мир меняется катаклизмами потому, что он чудовищно негибок - та самая предсказанная Вебером "железная клетка", обусловившая крупно-индустриальный период развития, плохо представимый без унификации всего и вся под свой конвейер, его связывает в полный рост. Гибкая система эволюционирует плавно, а вот жесткая умеет только стоять где стояла, или ломаться. Мы живем не в непредсказуемом, а в сверхпредсказуемом мире, и именно поэтому каждая перемена выглядит, как прорвавшийся водопровод - железо терпело, терпело, ржавело, ржавело, опа - надо же, лопнуло, кто бы мог подумать? Способность отдельных людей к гибкому поведению давно уже растет - не у конвейера, чай, жизнь проводим в подавляющем большинстве. А институциональная структура - плотная, жесткая, и оттого не в меру хрупкая к нашему шевелению".
(c) ella_p
конечно понимаю. Эпистемо - это от эпистемологии. У нас в институте был такой спецкурс "эпистемология гуманитарного знания", шикарная весчь. О собственно, назначении накопленного гуманитарного знания с точки зрения здравого смысла и негуманитарной науки. Я так думаю, что книга посвящена разоблачению мифов, которыми и засираются головые несчастных нас с вами.
ну глобальное потепление, например)
вспомни нагнетание паники с поросячьим гриппом недавнее, тоже пример.
на самом деле да. я поражаюсь насколько массово люди дают себя оболванить и верят во что то и всерьез ведутся и строят на этом судьбы к тому же. Ведь у кучи людей их дело жизни - это объективно туфта и хуйня.